Обдумывая метафоры иконок, необходимо придерживаться двух основных принципов:

  1. Сохранить их простыми
  2. Сделать их непохожими друг на друга

Однако темные силы уводят с праведного пути. Ниже я приведу рейтинг соблазнов, поджидающих начинающего дизайнера иконок.

Искушение № 1. Отображение всех функций

Мы уже привыкли к тому, что иконка принтера отправляет на печать одну копию документа на принтер, который стоит по умолчанию. Но представьте, что вы никогда прежде не печатали документы: данная иконка может использоваться для настройки параметров печати или для поиска и добавления принтера(пример из книги Алана Купера About Face 3).

Придумывая метафору, вы пытаетесь сделать ее как можно более информативной. Но, честно говоря, в большинстве случаев это едва ли возможно. Сложно точно определить функции даже самых простых иконок.

Outlook toolbar

На примере панели инструментов Outlook 2007 мы видим, что многочисленные конверты снижают читабельность иконок.

Искушение № 2. Добавление трех и более объектов

Добавлять более двух различных объектов в иконку крайне нежелательно. Обычно, два простых объекта нормально входят даже в размере 16х16, хотя никогда не помешает задуматься, можно ли уменьшить число объектов для лучшей читабельности.

Пытайтесь отобразить какую-нибудь одну функцию иконки. Для иконки «Администратор сети» нарисуйте «ботаника» в очках, но не добавляйте гаечный ключ и компьютер, подключенный к сети.

Setup icon

Эта иконка установочного файла — наглядный пример перегруженной объектами иконки. Мы уже знаем, что программы, как правило, устанавливаются на компьютер. Мы уже знаем, что иногда программы распространяется на CD. Одной коробки было бы достаточно.

Искушение № 3. Чрезмерная конкретизация

Используйте символы. Отойдите от сугубого реализма. Для иконки «Художественная выставка» больше подойдет статуя или картина, нежели помещение музея. Само собой, в приложении не должно быть противоречащих иконок, таких как «Предмет искусства».

Искушение № 4. Использование фирменного стиля

Чтобы угодить начальнику или клиенту, вам очень хочется использовать фирменные цвета компании. Кроме того, это же так логично. Не делайте этого.

Использование фирменного стиля в иконках в 99% случаев ухудшает их читабельность. Более того, создавая иконки в едином стиле, вы делаете их похожими друг на друга. Вместо этого используйте Руководство по стилю иконок от операционных систем. Начиная с ОС Windows XP, компания Microsoft вводит такие параметры, как перспектива, источник света и общий вид. Соответственно иконки для ОС Vista должны быть реалистичными, а источник света должен располагаться в левом верхнем углу, слегка перед иконкой.

Yugma icons

В приложении для конференций Yugma логотип используется для всех пунктов стартового меню, так что здесь фирменная символика применена на все 100%. Сравните их с понятными иконками TuneUp Utilities 2008, которые отражают непосредственно свои функции.

TuneUp icons

Искушение № 5. Использование текста на иконке

Не описывайте функциональность прямо на иконке. Для этого существуют всплывающие подсказки и надписи рядом с иконками.

Text on icons is taboed

Надпись рядом с иконкой дает описание ее функциональности. Вместо того чтобы повторять информацию, дизайнеру следует позаботиться о том, чтобы иконки отличались друг от друга, чтобы опытный клиент смог использовать их быстрее. 

Искушение № 6. Добавление деталей лица

Не отрисовывайте детали, используйте «пустые» лица. Когда лицо несет в себе много информации, это отвлекает от значения иконки. Эта подборка классических рисунков Bidstrup показывает, как много можно прочесть на лице человека:

Bidstrup's cartoon with rich facial expressions